- РАСХОДЫ НА ОБОРОНУ
- ведущая составная часть военных расходов государства (см. Расходы военные) на подготовку вооруженных сил и страны к действиям по обеспечению обороны, их осуществлению и ликвидацию некоторых их последствий. Экономич. источники расходов государства на оборону – валовый внутренний продукт и национальное богатство страны, а в определ. случаях – внешнеэкономич. ресурсы. Среди финанс. источников расходов государства на оборону различают бюджетные и внебюджетные ресурсы. Преобладающая часть расходов государства на оборону – бюджет его министерства обороны. В России, согласно бюджетной классификации расходов на выполнение функций гос-ва, утвержденной Законом РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (1996, с доп. и изм. 1998, детализирующими и унифицирующими статьи расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранит. деятельности) основную часть бюджетных расходов на оборону в рамках функциональной классификации отражает раздел «Национальная оборона», состоящий из 5 подразделов: «Строительство и содержание Вооруженных Сил», «Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки», «Участие в обеспечении коллективной безопасности государств–членов СНГ», «Военная программа Минатома РФ», «Военная помощь иностранным государствам». Расходы по каждому подразделу распределяются по прямым получателям бюджетных средств, в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Такую группировку расходов отражает ведомственная классификация. Главным получателем бюджетных средств по разделу «Национальная оборона» (первые 3 подраздела) является Министерство обороны РФ (МО РФ). Кроме того, бюджет МО РФ формируют расходы, относящиеся к др. разделам: «Проведение военной реформы», «Социальная политика» (пенсии военнослужащим), «Утилизация и ликвидация вооружений», «Поддержание мобилизационной готовности экономики», «Международная деятельность». Всего по МО РФ предусмотрено более 30 целевых статей, в т.ч. свыше 15 статей по разделу «Национальная оборона». Три статьи отражают затраты на ден. содержание военнослужащих и гражданского персонала и на обеспечение личного состава. Большинство др. расходов на содержание вооруж. сил объединено в статью «Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск». Отдельно показываются расходы на НИОКР, закупки, ремонт вооружений, стр-во военных объектов и др. Расходы на утилизацию и ликвидацию вооружений сформированы по видам вооружений: ядерные, химич. и обычные вооружения. В качестве целевых статей по разделу «Проведение военной реформы» выделяют мероприятия, осуществляемые в рамках военной реформы, включая закрытие (консервацию) военных баз и объектов, а также ден., жилищное и пр. виды обеспечения увольняемых военнослужащих. В статьях приводятся более 120 видов расходов. По статьям ден. содержания личного состава выделены расходы на центр. аппарат. Детализированы расходы на обеспечение личного состава и на боевую подготовку и материально-технич. обеспечение войск (продовольств., вещевое обеспечение, закупки горюче-смазочных материалов, содержание и эксплуатация вооружения и военной техники, эксплуатация и текущий ремонт объектов в разбивке по их типам и др.). По статьям расходов на НИОКР, закупки и ремонт вооружений предусмотрена стандартная разбивка по видам вооружения и военной техники (авиац. техника, артиллерия, корабли и др.). Довольно широкий состав расходов характерен и для др. статей. Виды расходов привязаны к экономической классификации, к-рая едина для всех бюджетополучателей. Экономич. классификацию формируют предметные статьи, разбитые на подстатьи и на элементы расходов, детализирующие расходы на оплату труда служащих и разл. услуг (связи, трансп., коммун. и др.), приобретение предметов снабжения и расходных материалов, капит. вложения (приобретение оборудования, капит. стр-во и др.), трансферты населению и т.д. На базе классификации федер. бюджета составляется смета расходов МО РФ, к-рая может предусматривать дальнейшую детализацию видов расходов в рамках соотв. элементов экономич. классификации и их распределение по прямым получателям средств из бюджета МО РФ. Часть средств, выделяемых из федер. бюджета Российской Федерации на расходы по разделу «Национальная оборона», проходит по бюджетам др. мин-в и ведомств. Для межгосударственных сопоставлений расходов на оборону среди множества показателей особое значение имеют: размер расходов на оборону; уровень расходов на оборону. Размер расходов на оборону – абсолютная сумма расходов на нац. оборону, законодательно установленная на тот или иной финансовый год, – отражает масштабы отвлечения ресурсов на оборону. Может выражаться в текущих или сопоставимых ценах (ценах базового периода) в нац. валюте (для межгос. сопоставлений – в др. валютах). На размер расходов на оборону наибольшее влияние оказывают: соврем. развитие военного дела; требования принятых военных доктрин к боевому потенциалу и боевой готовности вооруж сил; междунар. обстановка; географич. и геополитич. положение страны; экономич. и финанс. возможности гос-ва. Уровень расходов на оборону – доля расходов государства на оборону в общих расходах гос. (федер.) бюджета или валовом внутреннем продукте страны. Уровень расходов на оборону характеризует степень военнофинанс. и военно-экономич. напряжения страны. Его оптимальное определение имеет для государства важное политич., социально-экономич. и военное значение.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.